Richmond, Indiana
July 21 – 26, 2008
Panem
et circenses - хлеба и зрелищ! Провозглашенный тысячи лет назад в
Римской империи девиз не устарел и сегодня. За океаном эта жизненная
концепция трансформировалась: с популярностью нескончаемых музыкальных,
телевизионных и театральных шоу в Америке готов поспорить кое-кто еще -
автомобиль! Жизнь без него невозможна. Ну разве могли американцы
пропустить 100-летний юбилей первой массовой машины мира Ford T и не
устроить из этого события грандиозное торжество?
Model T Club of America
взял на себя организацию вечеринки T-Party, которая должна войти в
книгу рекордов Гинесса по количеству принявших в ней участие Ford-T.
Cомнения, если и были, рассеялись при виде сотен и сотен разномастных
Ford-T, стекающихся к месту торжества - огромной поляне в окружении
кукурузных полей, затерявшихся где-то в Ричмонде, штат Индиана.
Гостей
юбилея с радостью усаживали в лощеные экипажи, которые выглядеди и
передвигались значительно бодрее, чем можно было бы ожидать в их
солидные годы. А ведь большинство из съехавшихся на праздник участников
использует свои Ford-T вовсе не как музейные экспонаты. «У меня четыре
Model T», - охотно рассказывает один из коллекционеров, фермерского с
виду парень лет тридцати пяти, лихо заправляя черный Ford образца 1916
г в поворот. «Но этот Touring мой самый любимый, я езжу на нем каждую
неделю».
Секрет такого отношения к «Жестянке Лиззи», как ее
любовно окрестили, прост: за 1908-1927 годы было выпущено 15 миллионов
авто с девятью базовыми типами кузовов. По грубым подсчетам на сегодня
около сотни тысяч машин по-прежнему в строю. В Индиане на T-Party
собралось под тысячу причем некоторые умудрились добраться до места
своим ходом. Среди рекордсменов-самоходов семья прибывшая из
Sun-Francisco, а это без малого 2000 миль! Некоторым из нас трудно
представить такой пробег и на современном авто, что уж говорить про
антиквариат.
Езда на Model T отдельное приключение, в которое
могли отправиться все желающие. Несмотря на визуальное сходство органов
управления с современными, тронуться непросто. Да что там тронуться,
завести машину целая эпопея! Для этого необходимо крутануть ручку
стартера (причем держать рычаг следует не в обхват, иначе «отдача»
после пуска может поломать пальцы!) быстренько обежать машину,
откорректировать зажигание и убрать «лишний» газ. За подачу бензина и
опережение зажигания отвечают подрулевые рычаги. Правая педаль –
тормоз. Средняя - задний ход, а левая сцепление. Передач по сути две:
пониженная для малых скоростей и повышенная для города и шоссе.
Если
вы все же сдвинулись с места, ощущения сказочные! Ветер в лицо, рама
дышит на каждой кочке, кожаный диван поскрипывает под седоками, четыре
цилиндра 2,9-литрового мотора довольно урчат, пережевывая бензин,
подаваемый самотеком из бензобака под передним сиденьем. Кстати,
расположение бензобака определяет странный способ езды в крутую гору:
исключительно задним ходом! Иначе подача топлива прекращается и
«Жестянка», естественно, глохнет… Проблемы на этом не заканчиваются:
карбидные фары у машин первых лет выпуска светят еле-еле, в холод Т
заводится с трудом. Но, несмотря на все минусы, надежность Ford на
зависть конкурентам-одногодкам, не говоря уж о цене.
Ford T
стал первым по настоящему народным автомобилем на планете. В 1908 году
автомобиль стоил 825$, деньги по тем временам немалые. Но в 1913 на
заводе Генри Форда заработал конвейер, объем выпуска подскочил на
порядок, а цена к 1925 году упала до 260$. Теперь каждый рабочий
фабрики мог позволить себе машину, сэкономив всего три месячных
жалованья. Сегодняшняя цена экземпляра в приличном состоянии около 20
000 долларов. Получается, «Жестянка Лиззи» с годами лишь дорожает. Но
деньги коллекционеры тратят с удовольствием. Прямо здесь же, у
выставленных в шеренгу машин раскинулась торговля запчастями.
Оригинальные детали начала ХХ века соседствуют с абсолютно новыми.
Купить можно все, начиная от покрышек и свечей зажигания и заканчивая
всевозможным декором и логотипами Ford, с которыми Т съезжали с
конвейера. Индустрия процветает: ежегодный оборот достигает 38
миллиардов долларов. А когда-то именно Ford T подстегивал экономику
Америки. Это он заставил власти в 1909 году пойти на невиданный
эксперимент: соорудить бетонный участок длиной в милю на Woodward
Avenue в Детройте. Так было положено начало массовому строительству
дорог. Это он создал тысячи рабочих мест и поднял благосостояние
простых американцев на новый уровень. Найти более популярный автомобиль
в Америке сложно. Анекдоты, песни, фильмы - Ford T засветился везде. По
рекламным буклетам модели можно познать историю и понять суть страны.
Он узнаваем и любим несколькими поколениями американцев. Неудивительно,
что в 1999 году 126 экспертов из 32 стран признали Model-T самым
значимым автомобилем ХХ столетия.
Улицы провинциальных
американских городков почти не изменились за сто лет: все те же
довольно скромные но аккуратные дома, обрамленные белоснежными
прозрачными заборами пастбища, тишина и покой. На несколько дней
пастораль украсили собой Ford T, очень естественно вписавшиеся в
пейзаж. А когда над головами пролетели самолеты-ровесники первого
массового Ford, время, казалось, повернуло вспять. Участники
автомобильного шоу на всех парах мчались к месту проведения шоу
старинных летательных аппаратов! Спускавшиеся на травяную взлетную
полосу авиаторы в свою очередь восхищенно цокали языками при виде
великого разнообразия Ford: кемперы и передвижные овощные лавки,
гоночные болиды и шикарные купе, бортовые грузовики и школьные
автобусы, пожарные машины и такси, полицейские и почтовые фургоны… не
хлебом единым жива Америка. Welcome to T-Party!
Михаил Белик