Приветствую Вас, Гость! Главная Регистрация RSS

          Клуб

Понедельник, 30.12.2024
Главная » Статьи » Мои статьи

Форд Т

Наследие Ford

T-Party 2008
100-летний юбилей Ford T



Richmond, Indiana
July 21 – 26, 2008

Panem et circenses - хлеба и зрелищ! Провозглашенный тысячи лет назад в Римской империи девиз не устарел и сегодня. За океаном эта жизненная концепция трансформировалась: с популярностью нескончаемых музыкальных, телевизионных и театральных шоу в Америке готов поспорить кое-кто еще - автомобиль! Жизнь без него невозможна. Ну разве могли американцы пропустить 100-летний юбилей первой массовой машины мира Ford T и не устроить из этого события грандиозное торжество?

Model T Club of America взял на себя организацию вечеринки T-Party, которая должна войти в книгу рекордов Гинесса по количеству принявших в ней участие Ford-T. Cомнения, если и были, рассеялись при виде сотен и сотен разномастных Ford-T, стекающихся к месту торжества - огромной поляне в окружении кукурузных полей, затерявшихся где-то в Ричмонде, штат Индиана.

Гостей юбилея с радостью усаживали в лощеные экипажи, которые выглядеди и передвигались значительно бодрее, чем можно было бы ожидать в их солидные годы. А ведь большинство из съехавшихся на праздник участников использует свои Ford-T вовсе не как музейные экспонаты. «У меня четыре Model T», - охотно рассказывает один из коллекционеров, фермерского с виду парень лет тридцати пяти, лихо заправляя черный Ford образца 1916 г в поворот. «Но этот Touring мой самый любимый, я езжу на нем каждую неделю».

Секрет такого отношения к «Жестянке Лиззи», как ее любовно окрестили, прост: за 1908-1927 годы было выпущено 15 миллионов авто с девятью базовыми типами кузовов. По грубым подсчетам на сегодня около сотни тысяч машин по-прежнему в строю. В Индиане на T-Party собралось под тысячу причем некоторые умудрились добраться до места своим ходом. Среди рекордсменов-самоходов семья прибывшая из Sun-Francisco, а это без малого 2000 миль! Некоторым из нас трудно представить такой пробег и на современном авто, что уж говорить про антиквариат.

Езда на Model T отдельное приключение, в которое могли отправиться все желающие. Несмотря на визуальное сходство органов управления с современными, тронуться непросто. Да что там тронуться, завести машину целая эпопея! Для этого необходимо крутануть ручку стартера (причем держать рычаг следует не в обхват, иначе «отдача» после пуска может поломать пальцы!) быстренько обежать машину, откорректировать зажигание и убрать «лишний» газ. За подачу бензина и опережение зажигания отвечают подрулевые рычаги. Правая педаль – тормоз. Средняя - задний ход, а левая сцепление. Передач по сути две: пониженная для малых скоростей и повышенная для города и шоссе.

Если вы все же сдвинулись с места, ощущения сказочные! Ветер в лицо, рама дышит на каждой кочке, кожаный диван поскрипывает под седоками, четыре цилиндра 2,9-литрового мотора довольно урчат, пережевывая бензин, подаваемый самотеком из бензобака под передним сиденьем. Кстати, расположение бензобака определяет странный способ езды в крутую гору: исключительно задним ходом! Иначе подача топлива прекращается и «Жестянка», естественно, глохнет… Проблемы на этом не заканчиваются: карбидные фары у машин первых лет выпуска светят еле-еле, в холод Т заводится с трудом. Но, несмотря на все минусы, надежность Ford на зависть конкурентам-одногодкам, не говоря уж о цене.

Ford T стал первым по настоящему народным автомобилем на планете. В 1908 году автомобиль стоил 825$, деньги по тем временам немалые. Но в 1913 на заводе Генри Форда заработал конвейер, объем выпуска подскочил на порядок, а цена к 1925 году упала до 260$. Теперь каждый рабочий фабрики мог позволить себе машину, сэкономив всего три месячных жалованья. Сегодняшняя цена экземпляра в приличном состоянии около 20 000 долларов. Получается, «Жестянка Лиззи» с годами лишь дорожает. Но деньги коллекционеры тратят с удовольствием. Прямо здесь же, у выставленных в шеренгу машин раскинулась торговля запчастями. Оригинальные детали начала ХХ века соседствуют с абсолютно новыми. Купить можно все, начиная от покрышек и свечей зажигания и заканчивая всевозможным декором и логотипами Ford, с которыми Т съезжали с конвейера. Индустрия процветает: ежегодный оборот достигает 38 миллиардов долларов. А когда-то именно Ford T подстегивал экономику Америки. Это он заставил власти в 1909 году пойти на невиданный эксперимент: соорудить бетонный участок длиной в милю на Woodward Avenue в Детройте. Так было положено начало массовому строительству дорог. Это он создал тысячи рабочих мест и поднял благосостояние простых американцев на новый уровень. Найти более популярный автомобиль в Америке сложно. Анекдоты, песни, фильмы - Ford T засветился везде. По рекламным буклетам модели можно познать историю и понять суть страны. Он узнаваем и любим несколькими поколениями американцев. Неудивительно, что в 1999 году 126 экспертов из 32 стран признали Model-T самым значимым автомобилем ХХ столетия.

Улицы провинциальных американских городков почти не изменились за сто лет: все те же довольно скромные но аккуратные дома, обрамленные белоснежными прозрачными заборами пастбища, тишина и покой. На несколько дней пастораль украсили собой Ford T, очень естественно вписавшиеся в пейзаж. А когда над головами пролетели самолеты-ровесники первого массового Ford, время, казалось, повернуло вспять. Участники автомобильного шоу на всех парах мчались к месту проведения шоу старинных летательных аппаратов! Спускавшиеся на травяную взлетную полосу авиаторы в свою очередь восхищенно цокали языками при виде великого разнообразия Ford: кемперы и передвижные овощные лавки, гоночные болиды и шикарные купе, бортовые грузовики и школьные автобусы, пожарные машины и такси, полицейские и почтовые фургоны… не хлебом единым жива Америка. Welcome to T-Party!

Михаил Белик



ford.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: magford (23.03.2009)
Просмотров: 3107 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]